Яндекс.Метрика
Москва
01 мая 2021

"АВТОПРИБОРУ" - 89 лет

1 мая 2021 года производству «АВТОПРИБОР» исполнилось 89 лет. За это время произошло множество изменений. Как развивалось предприятие? Его легендарное и перспективное будущее.


От «Приборстроя» к «Автоприбору»: начало

Долгий путь начался еще в 1931 году, когда Высший совет народного хозяйства СССР выпустил постановление о запуске завода по производству автомобильных и тракторных контрольно-измерительных приборов. Подходящее место уже было: в 1920-е годы в Яриловой (Яруновой) долине, где в досоветское время устраивали народные гулянья на праздник Ивана Купалы, построили комплекс производственных пространств.

Развитие промышленности сильно изменило территорию: здесь возвели красильно-отделочную фабрику, запустили линию с вагонетками, которые перевозили кирпич между помещениями винного завода за Нижегородской заставой, химзаводом и другими зданиями. Красильно-отделочная фабрика «Правда» открылась в 1928, а уже через год количество занятых здесь рабочих приблизилось к 368.

Спустя несколько лет один из пустующих корпусов «Правды» стал первой площадкой для размещения производства автомобильных и тракторных контрольно-измерительных приборов. Двухэтажное здание заполнили оборудованием: здесь установили станки и литьевые машины, а к работе пригласили сотрудников со всего Советского союза. Тогда, в 1930-е, завод получил название «Приборстрой».

Однако здание фабрики «Правда» в конечном счете стало временной площадкой: после согласований всех этапов строительства стало понятно, что из-за слабого грунта и сезонных затоплений масштабное производство здесь реализовать не получится. Главный инженер М.Л. Ясский отмечал, что «Приборстрой» сам готовил будущие кадры: во Владимирском механическом техникуме открылись специальные курсы продолжительностью от 6 до 9 месяцев. Для размещения рабочих были приобретены несколько домов рядом с участком строительства, а в здании Владимирского гортеатра был запущен клуб (впоследствии переехал в «Дом дружбы»).

Вскоре «Приборстрой» переименовывают в «Автоприбор»: комплекс переходит на производство исключительно измерительных приборов. Здесь выпускают спидометры, стеклоочистители, показатели уровня топлива и масляные манометры. Пока строится масштабный завод, полным ходом идет работа в том самом ранее пустующем корпусе фабрики «Правда». В помещении открылись автоматно-револьверный, инструментальный и ремонтно-монтажный цеха, цех для литья. Сложнейшие станки функционировали без перерывов, а некоторые сотрудники проводили здесь по 11-13 часов. Наконец к 1 мая 1932 года во Владимире был официально запущен завод «Автоприбор» — первое производство автоприборостроения в Советском Союзе.
«Обязуемся обеспечить гиганты нашей автотракторной промышленности отечественными приборами, освоить новую технику и технологию производства и освободить СССР от импорта автотракторных приборов», — обещали рабочие завода в телеграмме Центральному Комитету ВКП (б), Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров СССР.

В 1930-е годы в составе коллектива «Автоприбора» работало много иностранцев: специалисты прибывали из Европы и США. Зарубежные эксперты помогали советским рабочим осваивать импортное оборудование и делились опытом. Всего было зарегистрировано около 60 иностранных граждан.


«Автоприбор» во времена Великой Отечественной войны


Во время войны около трети рабочих завода «Автоприбор» отправились на фронт. На смену им пришли женщины и дети, а производство продолжалось. «Автоприбор» избежал эвакуации: здесь безостановочно шел процесс монтажа оборудования и выпуска боеприпасов. В результате на небольшом заводе во Владимире запустили производство самых дешевых минных взрывателей. Работа кипела в экстремальных условиях: серебро для контактов авиационных реле покупали прямо у населения и в ювелирных магазинах в соседних городах, а необходимые дополнительные склады организовали на территории окрестного химзавода.

За период 1941-1945 годов переоснащенный под нужды фронта «Автоприбор» выпустил 15 миллионов боеприпасов 4 видов и 950 000 авиационных приборов. Также здесь производили изделия для спецавтомобилей и мотоциклов.

Тем не менее работа по проектированию автоприборов продолжалась и во время войны. Пока шел безостановочный выпуск боеприпасов, отдельные специалисты постоянно обновляли технологии и готовились к переходу на довоенное производство. За это время было изготовлено более 20 типов приборов для автомобилей нового, импульсного типа, включая термометр, манометр и указатель уровня горючего. После окончания войны, к ноябрю 1945 года, «Автоприбор» уже поставлял образцы для «Победы», а в следующие годы запустил производство деталей для АЗ-51, ЗИС-151, ЯАЗ-200 и «Москвича».


«Автоприбор» в послевоенное время


После того, как «Автоприбор» вновь встал на рельсы производства в автомобильной промышленности, руководство завода реализовало ряд поддерживающих мер. Был запущен масштабный производственный корпус и оптимизированы уже имеющиеся площади: благодаря этому объем продукции вырос в три раза. На «Автоприборе» выпускали спидометры, 12 видов манометров, реле-прерыватели, оформленные щитки с измерительными приборами, 49 наименований указателей температуры, давления масла, воздуха. К 1959 году здесь начинают готовить приборы для ГАЗа, ЗИЛа, МАЗа.

Развивалась и общественная жизнь: для рабочих завода открыли больничный комплекс, санаторий-профилакторий, построили дополнительные жилые дома. «Автоприбор» славился сильными спортивными заводскими командами по футболу и хоккею.


1990-е годы: упадок и банкротство


В 1990-е годы завод приходит в упадок: объемы выпуска продукции падают, зарплаты рабочих задерживаются. В 1998-м году «Автоприбор» попадает в критическую ситуацию, граничащую с банкротством, но предприятию удается справиться с этим и затем выйти в число лидирующих предприятий в России. Первые десять лет XXI века были для судьбы завода неоднозначными: после ряда взлетов и падений важнейшей вехой для «Автоприбора» стал 2018 год, тогда предприятие стало Научно-Производственным Комплексом.


НПК АВТОПРИБОР в наше время


В настоящее время на НПК АВТОПРИБОР проходит масштабная модернизация. Благодаря инвестициям (более 2 миллиардов рублей) нынешний уровень качества изделий позволяет поставлять компоненты как для отечественных, так и для иностранных брендов автомобилей. Проводится мощная перезагрузка производства, устанавливается современное оборудование, идет выпуск новой продукции.

Сейчас НПК АВТОПРИБОР выпускает системы стеклоочистки, щётки и рычаги стеклоочистителя, датчики, комбинации и щитки приборов, реле, спидометры, тахометры, указатели и другие приборы. В планах — освоить еще порядка 3 миллиардов рублей, которые будут потрачены на закупку нового оборудования, расширение собственной исследователькой базы, модернизацию инфраструктуры предприятия, обучение сотрудников. Сейчас на производстве трудится более 1300 человек.

Впереди — большие планы и перспективы!

Другие новости

15 сентября 2021
Никто не забыт, ничто не забыто: новый мемориал в память о погибших автоприборовцах открыли во Владимире

Гранитный мемориал, хранящий память о погибших на фронте заводчанах, открылся на березовой аллее Научно-Производственного Комплекса «АВТОПРИБОР» во Владимире. Он появился по решению руководства НПК. Ранее на этом месте находился установленный еще в советское время обелиск, который пришел в упадок. Новый мемориал в виде гранитной трехчастной композиции был торжественно открыт 14 сентября 2021 года.

15 сентября 2021
Новый мемориал в память о погибших на войне автоприборовцах открылся на березовой аллее НПК АВТОПРИБОР

Гранитный мемориал, хранящий память о погибших на фронте заводчанах, открылся на березовой аллее Научно-Производственного Комплекса «АВТОПРИБОР» во Владимире. Новый комплекс появился по решению нового руководства НПК. Ранее там находился установленный еще в советское время обелиск, который пришел в упадок. Новый мемориал в виде гранитной трехчастной композиции был торжественно открыт в 14 сентября 2021 года.

Все новости